Quintel Blogger theme

A free Premium Blogger theme from newbloggerthemes.com

вторник, 20 ноября 2012 г.

Сварные соединения и швы

Сварным. соединением называют неразъемное соединение двух или нескольких деталей, выполненное сваркой. ГОСТ 5264—80 устанавли­вает основные типы сварных соединений для ручной сварки, типы: сварных швов, а также размеры и формы подготовки кромок сва­риваемых деталей. В металлических конструкциях встречаются сле­дующие основные типы сварных соединений (рис. 41); а) стыковое; б) угловое; в) тавровое; г) нахлёсточное.

Стыковые соединения (рис. 41, а) являются самыми распрос­траненными, они могут быть выполнены 25 типами швов от С1 да С25. Торцы деталей располагаются так, что поверхность одной дета­ли является продолжением поверхности другой детали. Стыковые соединения дают наименьшие напряжения и деформации, поэтому яв­ляются основными при газовой сварке. Они применяются в большин­стве в конструкциях из листового металла, требуют меньшего расхо­да присадочного металла и времени на сварку. Однако при выполне­нии стыковых соединений нужна тщательная подготовка кромок и подгонка деталей.

Угловые соединения (рис. 41, б) осуществляются при располо­жении свариваемых элементов под любым углом в торцах, они мо­гут быть выполнены 10 типами швов от У1 до У10. Такие соединения выполняются преимущественно в резервуарах, работающих под не­большим давлением газа или жидкости. Для тонких металлов (I — '3 мм) можно применять соединение с отбортовкой и сваривать без присадочной проволоки.

Тавровые соединения (рис. 41, в) характеризуются тем, что торец одной детали примыкает к поверхности другой под некоторым углом. Они могут быть выполнены 11 типами швов от Т1 до Т11 без скоса кромок или со скосом с одной или двух сторон.

И ахлёс точные соединения (рис. 41, г) осуществляются пу­тем наложения одной детали на другую. Величина перекрытия не’" должна быть меньше удвоенной суммы толщины свариваемых кромок деталей. Они могут быть выполнены 3 типами швов от HI до НЗ. Применяются при сварке листов толщиной до 10—12 мм, при этом не требуется специальной обработки кромок. Однако расход присадочого и основного металлов большой и происходят значительные деформации.

Кроме этих основных соединений, в практике используют и сле­дующие сварные соединения: торцевые, прорезные, с накладками, отбортованные, электрозаклепочные.

Сварным швом 1 (рис. 42) называют участок сварного соединения, образовавшийся в результате кристаллизации металла сварочной ванны. Подварочный шов 3 — часть сварного шва, расплавляющего корень шва. Корень шва 2 — часть сварного шва, где дно сварочной панны пересекает поверхность основного металла. К элементам шва относятся: в — зазор между свариваемыми деталями; q — усиление шва; е — ширина шва; ei —ширина подварочного шва; S и Si —тол- питы свариваемых деталей; с — притупление; qi—усиление под­варочного шва.

Типы сварных швов в зависимости от вида соединения, формы подготовленных кромок и характера выполнения приведены в ГОСТ 5264—80. В зависимости от толщины свариваемого металла применя­ют различные типы сварных швов (рис. 43). При толщине свариваемых деталей 1—8 мм применяют швы без скоса кромок (рис. 43, а). Детали толщиной 4—26 мм чаще свари­вают двухсторонними швами с V-образными скосами кромок под углом 30° (рис. 43, б). Скос кромок необходим для проникновения электрода в глубину разделки и провара металла по всему сечению. Притупление необходимо для предотвращения прожогов и подтеков металла. Если доступ к обратной стороне шва невозможен, то дета­ли сваривают односторонним швом со съемной или остающейся под­кладкой (рис. 43, в).

Для сварки стали толщиной 12—60 мм используют двусторонние швы с Х-образным скосом кромок под углом 30° каждая (рис. 43, г).. Эти швы экономичнее V-образных, так как количество наплавленно­го металла на 30—40% меньше. При толщине деталей 25—100 мм применяют двусторонние швы с У-образным скосом кромок (рис. 43, д), при толщине 30—100 мм — X-образный шов с криволинейным У-образным скосом кромок (рис. 43, е). Он очень экономичен, но обработка кромок довольно сложна.  Сварные швы угловых (У1—У10), тавровых (Т1—Т11) и на­хлёстанных (HI—НЗ) соединений сокращенно называют угловыми, они во многом похожи на стыковые.

Сварные швы разделяются также на различные типы по следую­щим признакам: 1) положению в пространстве (нижние, горизонталь­ные, вертикальные и потолочные); 2) внешней форме (выпуклые, нор­мальные, вогнутые); 3) положению относильно действующего усилия (лобовые, фланговые, косые, комбинированные); 4) протяженности (непрерывные и прерывистые); 5) числу слоев (однослойные и мно­гослойные). Примеры некоторых перечисленных швов приведены на рис. 44.

При расчете на прочность, например стыковых швов, обычно поль­зуются следующей формулой:

N—RS1,

где N—действующее усилие, Н; R(oB)—расчетное сопротивление (напряжение) растяжению в шве, Па; S—толщина металла в расчетном сечении, м; 1 — длина шва, м.

Расчетное напряжения R всегда ниже предела прочности на рас­тяжение данного материала. Отношение предела прочности ов к расчетному напряжению R называется запасом, прочности, т.е.

crB/R> 1.

Для строительных сварных конструкций из низко- и среднеугле­родистых сталей запас прочности равен обычно 3—4.



0 коммент.:

Отправить комментарий